Для наслаждения ездой на машине и минимизации ремонтов, нужно своевременно обслуживать узлы и механизмы. Если следить за двигателем водителей приучили ещё с автошколы, то наблюдение за состоянием КПП – больной вопрос, который сильно бьёт по кошельку. Большинство проблем сводится к соблюдению отметок эксплуатационных жидкостей. Именно их недостаток вызывает львиную долю поломок.
Как правильно проверить объем и уровень масла в коробке передач (КПП)
Сложностей в процессе никаких нет, но есть ряд способов, которые кардинально отличают осмотр:
- на холодную
- на горячую;
- по контрольной пробке;
- по щупу;
- по датчикам приборной панели.
Критическое влияние может оказать температура, при которой вы делаете обслуживание. Показатели измерений при этом будут кардинально отличаться. На прогретом транспортном средстве содержимое КПП из поддона растекается по всем узлам, подшипникам и шестерням. Внизу нефтепродуктов остаётся значительно меньше. При остывании, напротив, эксплуатационная жидкость стремится вниз и повышает отметку наполнения.
Современные устройства машин дают возможность проверить уровень масла двумя методами, но на горячую показания будут значительно точнее. В мороз без прогрева вообще не рекомендуется осуществлять контроль. Данные могут сильно искажаться. Трансмиссионная смазка при отрицательных температурах быстро густеет и значительное её количество остаётся на стенках и деталях, так и не попав в картер.
Технологию следует уточнять по данным сервисной книги или инструкции по эксплуатации. Есть универсальный способ, как это сделать, не прибегая к дополнительным справочникам. Вытащите щуп из корпуса КПП и внимательно осмотрите его. Возможно несколько вариантов отображения уровня:
- Метки без дополнительных указаний. Они могут быть выполнены в виде вдавленной черты, насечек, отверстий или изгибов.
- Нанесение температуры. Выштамповываются два показателя. 20 и 65 градусов. Они и указывают на количество содержащейся эксплуатационной жидкости при разных условиях. По обе стороны цифр есть отметины, устанавливающие минимум и максимум.
- Надписи HOT и COLD. Они, как и в предыдущем случае, подсказывают режим наблюдения и соответствующее положение на щупе.
Если вам надо отследить нефтепродукты в картере на прогретом агрегате, недостаточно завести мотор и дать ему поработать. Шестерни при этом остаются неподвижными. Необходимо проехать на машине, либо переключить рукоятку во все положения на месте, если речь идёт об автомате.
Проверка уровня масла в коробке передач
Прежде чем приступать к контролю, нужно выставить транспортное средство на ровную площадку. Стоянка на уклоне существенно исказит параметры и приведёт к нарушению режима эксплуатации.
На холодную
Используется, когда конструкцией автомобиля не предусмотрено иного. Чаще всего это происходит на механических КПП. Зимой в сильный мороз показания искажаются, поэтому для осмотра лучше воспользоваться отапливаемым гаражом или тёплым боксом.
Многое при этом зависит от качества трансмиссионной жидкости. Низкосортные значительно меняют вязкость при замерзании. Качественные, например, Hessol – сохраняют показатели в установленных критериях, и дают возможность выполнять проверку в естественных условиях.
На горячую
Метод отличается точностью. Смазка занимает рабочее положение и равномерно распределяется по трущимся поверхностям подшипников и шестерёнок, покрывает валы и защищает их от быстрого истирания.
Узнать уровень масла в коробке передач таким способом можно, как на механике, так и на автомате. В последнем случае – это самый распространённый вариант.
Из-за высоких температур, невозможно осуществлять осмотр при помощи поверочной заглушки. Если у вас на транспортном средстве отсутствует щуп, значит проверка производится на холодную или при помощи датчиков электронных систем с последующим выводом на приборную панель.
По контрольной пробке
Достаточно устаревшая методика. Применяется в основном на грузовиках или автомобилях с ручным переключением скоростей. Ввиду того, что отсутствуют яркие жёлтые и оранжевые ярлычки на корпусе, этот способ вызывает больше всего непонимания. У большинства людей возникает вопрос, как и где посмотреть уровень масла в коробке передач. Сделать это можно, воспользовавшись кратким руководством:
- Установите транспортное средство на подъёмник или осмотровую канаву. В большинстве случаев невозможно произвести замер из-под капота и потребуется доступ снизу.
- Тщательно протрите ветошью контрольную пробку. Оставшаяся на поверхности грязь попадёт внутрь и станет абразивом, который приведёт к быстрому износу деталей.
- Выверните ревизионный болт. Чтобы не получилось напрасной траты времени, заранее проверьте каким ключом это делается на вашей машине. Часто можно встретить шестигранники нестандартных размеров или вовсе квадратные отверстия.
- Просмотрите количество смазки. В норме она должна полностью смачивать освободившуюся резьбу в открывшемся смотровом окошке. При избытке будет вытекать, а при недостаточной высоте в картере, вы ничего не увидите.
- Закрутите винт обратно с требуемым усилием. Под ним обязательно находится шайба. Чаще всего медная. Её нужно менять каждый раз, иначе будет плохое уплотнение соединения и подтекание.
Если по какой-то причине другой нет, можно воспользоваться водительской хитростью: прокалите кольцо на огне до красна и дайте остыть. Произойдёт отпуск металла. Он станет более податливым, обеспечив надёжную герметичность. Так поступают не более одного-двух раз.
Перед тем как приступить к работе, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по конкретной машине. На корпусе размещаются заливная и контрольная пробки. Первая находится сверху, вторая – сбоку. В некоторых случаях они могут объединяться, и заправка эксплуатационных жидкостей будет производиться со стороны через специальную изогнутую лейку.
По щупу
Очень простой способ проверить уровень масла в КПП, так как не требует специальных навыков и позволит ограничиться быстрым визуальным осмотром. Важно понимать при какой температуре просматривать объём смазки и по каким меткам ориентироваться. Для этого внимательно изучите описание выше и воспользуйтесь кратким руководством:
- Откройте капот и зрительно найдите контрольный стержень. Вы легко заметите яркий жёлтый или оранжевый, реже чёрный ярлычок. Не спутайте его с моторным.
- Приготовьте чистую ветошь и вытащите щуп из корпуса коробки передач.
- Протрите его насухо и вставьте обратно.
Обычно в месте стыковки с картером находится уплотнительный колпачок или втулка, которые предотвращают вытекание масла и несколько препятствуют плотному закрыванию. Надо засунуть его до конца, иначе вы получите недостоверные сведения.
4. Достать стержень и просмотреть на нём уровень. Он обязательно должен находиться не ниже минимума, а лучше посреди заданных отметок.
5. Вернуть его в исходное положение.
На АКПП велика погрешность при наблюдении за отметками на холодную. Она появляется из-за большого объёма гидротрансформатора, который при работе должен заполняться смазкой. Несмотря на наличие соответствующих отметок на щупе, рекомендуется прогреть агрегат. Для этого достаточно проехаться по городу или попереключать все режимы скоростей на заведённом моторе.
По датчикам приборной панели
Во время технического обслуживания современных автомобилей не встаёт вопрос, где проверить уровень масла в коробке передач. Это контролирует электроника и сразу же оповещает водителя соответствующими сигналами.
Это самый простой, но в то же время коварный способ. Он не требует визуального осмотра узлов и механизмов. При выходе из строя или сбое бортового компьютера, есть риск ошибки и эксплуатации агрегата с маленьким количеством смазки. Поэтому рекомендуется периодически заезжать на СТО и делать диагностику всех систем.
Важно каждый раз при старте дать автомобилю прогреться и не ехать сразу после запуска. Это даст возможность получать достоверную информацию датчиков и считывать её с приборной панели.
Что делать, если уровень масла недостаточный
Если проблем с утечками раньше не было, а при очередной проверке вы обнаружили низкую отметку на щупе, надо заострить на этом внимание. Первое, что необходимо сделать – установить причины уменьшения объёма. Их может быть несколько:
- Нарушение герметичности уплотнителей.
- Выгорание в результате перегрева.
- Трещины и сколы корпуса КПП.
- Недозаправка трансмиссионной жидкостью.
Последний вариант самый неопасный. Он не вызовет сложностей, но требует своевременного реагирования. При заливке после замены, смазка заполняет лишь картер. После прогрева и непродолжительной езды она растекается по всем узлам, и положение в поддоне снижается. В этом случае обязательно надо перепроверить данные на щупе в этот же день и восполнить до необходимых показателей.
Важно использовать для доливки нефтепродукты одной марки и производителя. Если найти их не удаётся, лучше заменить всё полностью. Иначе велика вероятность вспенивания.
Что делать если уровень масла высокий
При пополнении количества смазки, избыток может привести к повреждениям, которые превзойдут ущерб, нежели при её недостатке. Нужно тщательно следить за показаниями и не допускать отклонений.
Лишний объём, особенно, на больших оборотах, будет вытесняться. В лучшем случае, он вытечет через сапун. В худшем – выдавит уплотнители. Это грозит потерей всех нефтепродуктов, содержащихся в картере коробки переключения передач. Если она заклинит на скорости – аварийные ситуации неизбежны.
При попадании влаги, будь то разгерметизация корпуса или конденсат после продолжительной стоянки, смазка начнёт вспениваться. Чтобы устранить это, понадобится замена.
На моделях автомобилей с водяным охлаждением КПП возможно нарушение целостности прокладок и попадание антифриза в поддон. Высота жидкости при этом будет постоянно подниматься. Если удаление излишка безрезультатно, просмотрите, не уходит ли тосол из радиатора двигателя. Подобная проблема требует незамедлительного прекращения эксплуатации и начала ремонтных работ.
Чёрное масло при проверке уровня в коробке передач
Контролируя объём смазки, можно следить за её качеством и состоянием. Изменение цвета свидетельствует о том, что нефтепродукты в процессе работы очищают поверхности и удаляют с них отложения.
Высокопродуктивным трансмиссионным жидкостям, например продукции Hessol, специально придают моющие свойства. Это позволяет долгое время сохранить узлы и детали в первозданном виде.
При использовании таких смазок после более простых, масло станет чёрным гораздо быстрее. Оно выполнит свою функцию и удалит лишний налёт. При улучшении качества эксплуатационных материалов рекомендуют первую замену производить раньше обычного, чтобы удалить из картера всю грязь. В дальнейшем переходить на обычный режим в соответствии с рекомендованным производителем пробегом.
В приведённой статье разобраны самые распространённые вопросы, которые могут возникнуть в процессе использования автомобиля. Для более наглядного представления о том, как проверить масло в коробке передач, советуем посмотреть видео: