Что это такое объём двигателя автомобиля и как его понять? Как производятся замеры данного показателя и для чего это делается? Ответы на эти вопросы вы получите в данной статье.
Что важно знать
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) функционирует посредством подвода воздуха и горючего в особый закрытый отсек. В нём полученный состав загорается. В итоге начинает формироваться энергия, которая продавливает поршень, расположенный в цилиндре. За счёт того, что происходит перемещение поршня, шатунно-кривошипный прибор преобразует его возвратно-поступательное перемещение во вращательное. Из-за этого крутится коленчатый вал. Затем крутящий момент агрегата перенаправляется на передачу и потом на колеса авто. Данный процесс повторяется каждый раз, как водитель запускает мотор. Главное, чтобы выполнялся подвод горючего, и оно полностью сгорало.
Вместимость отсека — это действующая кубатура движка на различных транспортных средствах.
Здесь важно понимать не только то, что означает объём двигателя машины, но и знать, сколько вращающихся валов имеется. Если их несколько, то величина отсека сгорания складывается с другими. Чаще всего совокупная вместимость валов указывается в литрах. Функциональная величина камеры отображается в кубических сантиметрах.
Эксплуатационный литраж — одно из основных свойств агрегата, работающего абсолютно на любом топливе.
С того момента, как появились первые установки данного типа, их характеристики стали основным показателем, согласно которому имеются отличия. Поэтому словосочетание «ёмкость» систематически применяется к самому разному оснащению. На большей части ТС обозначение данного показателя представлено в виде особой таблички. Она располагается около значка модели авто. К примеру, БМВ 570 означает, что это пятая серия в линейке с движком 7.0 литра. Здесь важно учесть, что есть немало покупателей, которые не очень чётко понимают, что такое кубатура. Из-за этого нередко получается так, что человек покупает машину и остаётся неудовлетворённым её мощностью. Чтобы подобного не произошло, внимательно прочтите всё, что написано ниже.
Важно знать, что значит рабочий объём двигателя и как он определяется. Мощь, предельная скорость движения автомобиля и подобные характеристики зависят непосредственно от функциональных кубических характеристик турбированного либо атмосферного ДВС. С учётом параметров движков, устанавливаемых изготовителем на различные виды/модели ТС, осуществляется их деление по классам, а также формирование налогообложения и установление размера уплаты других сборов.
Тонкости расчёта
От кубатуры зависит, сколько топлива удастся подать в полость цилиндра. Поэтому более значительное количество энергии можно получить в том случае, когда в камеру сгорания поступает больше горючего. Как считается объём двигателя?
Здесь используется формула:
V = 3,14 х Н х D в квадрате / 1000 (число оборотов в минуту на средних и низких показателях).
Здесь буква D означает диаметр поршня (он указывается в миллиметрах); буква Н — ход поршня в миллиметрах.
Например, машина имеет поршень диаметром 82,4 мм. Ход поршня составляет 74,8 мм. Согласно указанной выше формуле V движка у данного транспортного средства будет таким: 3,14 х 74,8 х 82,4 х 82,4 / 1000 = 1595 сантиметров кубических. Подобное значение свидетельствует, что авто имеет среднюю мощность.
Классификация авто с учётом типа движка
Важно знать, как делятся ТС по группам согласно вместимости мотора. В линейке всех производителей есть транспортные средства, которые между собой различаются по весу, классу, габаритам, а также по другим характеристикам.
В случае с легковыми ТС выделяют такие группы:
-
небольшие и субкомпактные машины, которые оснащены движком не более 1,2 л (А);
-
автомобили среднего класса с 1,8-3,5 л (B);
-
ТС малой группы с ДВС 1,2-1,8 л (С);
-
мощные обычные модификации ТС и версии для спорта, оснащенные агрегатами с рабочей кубатурой от 3,5 л и больше (D);
-
модификации самого высокого класса, которые могут обладать различными типами ДВС (Е).
Также важно знать, на что влияет объём двигателя. Оснащение тем либо другим движком определённой версии зависит непосредственно от того, какие параметры должно показывать авто. Это в том числе такие показатели, как предельная скорость, разгонная динамика.
Показатель мощи зависит от вида установки. Связано это с тем, что основная часть энергии высвободится и передается на поршень, когда большое количество горючего сгорит за один период. Иначе это означает то, что чем отсеки сгорания крупнее, тем большее количество горючего можно подать в них. От мощности мотора зависит ещё и такой момент, как динамика разгона. Чем двигатель сильнее, тем более существенную скорость может развить ТС. Здесь следует принять во внимание тот факт, что приумножение объёма отсека означает ощутимо больший расход горючего.
Стоит учесть и то, что от кубатуры непосредственно зависит и стоимость машины. К примеру, для создания могучего V12 с 5,5 литрами необходимо значительно больше средств, нежели в случае производства трехцилиндрового на 0.8 л. Также здесь важно принять во внимание то, что в случае установки очень мощного движка придётся производить нешуточную доработку системы тормозов, коробки передач, систем выпуска, охлаждения, впуска и многих других узлов.
В подавляющем большинстве случаев бюджетные малолитражки, предназначенные для езды в условиях города, оснащаются мотором внутреннего сгорания с минимальным литражом. Популярность таких агрегатов связана с тем, что они не вызывают проблем в производстве, обеспечивают сравнительно приемлемую динамику и характеризуются низким показателем расхода горючего. При всех преимуществах стоимость подобных серийных машин остаётся доступной.
Почему современные обозначения моделей не привязаны к кубатуре
Важно не только знать, как измеряется объём двигателя, но и понимать, по какой причине используемые сегодня обозначения моделей не привязаны к вместимость горючего. Когда турбированные (турбобензиновые и турбодизельные) модели начали пользоваться очень высоким спросом, ситуация значительно изменилась.
Всё это привело к тому, что стало труднее ориентироваться по табличкам, которые расположены на ТС. Раньше большинство производителей делали так, что цифро-буквенный индекс чётко соответствовал модели и литражу. К примеру, BMW 740 (7-я серия с кубатурой 4.0).
Сейчас мощная машина с атмосферным движком 5.0 л после дооснащения турбиной приобретает 4.4 литра. Однако обозначается данная версия как предыдущая, то есть как с 5.0. В качестве примера здесь можно привести Mercedes-Benz. В данном случае цифровое обозначение и вместимость никак не связаны. Это модификация 63-м AMG. Данная модель оснащена не атмосферным агрегатом с 6,2 л, а битурбированным с рабочей кубическим объёмом в 5.5 л. Однако авто именуется как Mercedes 63 AMG.
ДВС с большой мощностью, который имеет рабочую кубатуру в 1 литр (к примеру, линейки Ecoboost на машинах Ford), устанавливается на хэтчбек среднего размера либо седан D/С класса. Всё дело в том, что функционирование турбонаддува предоставило возможность повысить коэффициент полезного действия без необходимости приумножения вместимости отсека сгорания.
Атмосферный мотор с 1.6 имеет 115 «лошадей», а Ecoboost 1.0 выдаёт 125 «лошадей». Вместе с тем крутящий момент турбированных агрегатов выше, причём он доступен уже с самых «низов». А атмосферные необходимо вращать до средних оборотов в целях получения приемлимой динамики.
Приумножение мощности
Что это такое литраж двигателя и как его увеличить? Чтобы найти ответы на эти вопросы, для начала нужно вспомнить то, что движок автомобиля включает в себя несколько цилиндров, находящихся в одном узле. Внутри всех вращающихся валов есть поршень. В совокупности все эти элементы именуются отсеками сгорания. Именно эта система и определяет литраж агрегата.
Если вы уже рассчитали объём двигателя по формуле, которая указана выше, и поняли, что имеющейся мощности вам недостаточно, то очень внимательно прочтите всё, что написано далее.
Чтобы решить данную проблему, можно воспользоваться несколькими методами. Выбор того или другого варианта зависит непосредственно оттого, сколько денег вы готовы потратить и насколько вы готовы повысить силовую отдачу движка.
Дешевле и легче всего просто выполнить расточку узла валов в целях увеличения отсека сгорания. Делая выбор в пользу такого варианта, вам придётся потратиться лишь на другие поршни, которые в диаметре больше. Никаких дополнительных запчастей покупать не придётся, что, безусловно, выгодно для кошелька.
Есть и другой, более затратный способ. Он предполагает установку иного вала коленчатого, которым оснащён ТС, замену его на вал с большим радиусом кривошипа. Поскольку в результате такой замены диаметр шатунов приумножится, в итоге возникнет необходимость в замене полностью всей поршневой группы. По завершении такой манипуляции повысится ход поршней. Из-за этого станет больше и литраж силового агрегата.
Только вам решать, к какому способу прибегнуть. Но в условиях дома повысить мощность мотора невозможно. Здесь стоит прибегнуть к помощи профессионалов. Так вы не только получите желаемый результат, но и сможете быть уверены в том, что всё сделано правильно. В случае участия компетентных специалистов вам не придётся ни за что переплачивать и производить дорогостоящий ремонт.
Достоинства и недостатки большой мощности
Что даёт объём двигателя автомобиля? Ответ на этот вопрос желает знать каждый автовладелец, который принял решение сделать мотор более мощным.
Прежде всего, здесь стоит отметить преимущества такого выбора. Солидная скорость, особый комфорт во время поездок и увеличенный ресурс — вот главные плюсы, которыми сможет воспользоваться автолюбитель. В простых условиях использования агрегат с большой вместимостью отсека сгорания не требуется столь регулярно развивать до больших оборотов. Если транспортное средство оснащено «механикой», то при движении на подъём, при выполнении обгона и подобных действий не требуется переключаться на пониженную передачу. Когда на машине установлен «автомат», то электроника не будет регулярно удерживать большие обороты на низких передачах в целях сохранения динамики во время езды.
Простые моторы с большой рабочей кубатурой гораздо быстрее и качественнее прогреваются поздней осенью и зимой. Это значительно увеличивает комфорт использования транспортного средства. Большие по объёму атмосферные бензиновые агрегаты солидной мощи нередко оказываются не такими взыскательными к качественным показателям бензина, в сравнении с форсированными вариантами с более солидным уровнем сжатия, но малым литражом.
В отличие от могучих турбомоторов и атмосферных установок, обычный атмосферный движок характеризуется более высокой надёжностью.
Турбированный ДВС мощностью почти в 200 л. сил с рабочей кубатурой 2,0 либо 1,8 литра, работающий на бензиновом топливе, даже в случае профессионального сервиса может выйти из строя на пробеге около 180 000 – 250 000 километров. Вместе с тем 3.5-литровый со схожими параметрами прослужит без ремонта почти 350 000 километров.
Неразумно сравнивать дизельные и бензиновые модели исключительно по объёму. Связано это с тем, что дизельный агрегат обладает более солидным коэффициентом полезного действия, а также другими значимыми особенностями.
Что касается минусов, то основным из них является то, что цена. ТС с очень мощным мотором гораздо выше, нежели стоимость машины с обычным ДВС. Также очень мощный автомобиль требует гораздо больше топлива. Здесь стоит приготовиться и к тому, что плановое обслуживание подобного транспортного средства потребует более крупных сумм, нежели обычное ТС. В движки с большой вместимостью нужно заливать гораздо больше моторного масла. Ещё понадобится много охлаждающей жидкости для охладительной системы. Если возникнет необходимость в капитальном ремонте, то придётся значительно потратиться. В случае с авто, которое оснащено малообъёмным агрегатом, денег нужно меньше.
Довольно значительным недостатком является то, что на ТС с установкой большой кубатуры насчитываются более крупные налоговые платежи, нежели на машину с мотором меньшего литража. Для авто повышенной мощи гораздо дороже получить разрешение у таможни, документ в страховой компании, а также более затратно ставить её на контроль в соответствующую инстанцию и снимать с такого учёта. Также в большую сумму обойдется прохождение технического осмотра и иных подобных процедур. Транспортные средства, которые оснащены трёхлитровым движком и более, нередко облагаются ещё и дополнительным налогом. Подобные модели относятся к предметам роскоши.
Теперь вы знаете, что это такое рабочий объём двигателя в автомобиле, поэтому можете смело выбирать себе подходящее транспортное средство.