Горючая жидкость для мотора – один из ключевых помощников каждого автомобилиста. Она обеспечивает сглаживание трущихся между собой поверхностей механизмов, а также помогает удалить лишний мусор, накопившийся в деталях устройства.
Горючие жидкости представлены в большом ассортименте, и для того, чтобы лучше ориентироваться в таком разнообразии, нужно опираться на различные показатели. Важным критерием качества является вязкость автомобильного масла. Именно об этом показатели и поговорим в данной статье.
Что означает вязкость моторного масла
Мнения автолюбителей о том, что такое вязкость масла и на что она влияет, расходятся. Самое распространенное мнение – что чем гуще смазочный материал, тем выше его качество. Однако, такое мнение ошибочно. Для того, чтобы понять специфику расшифровки смазочного материала, ознакомьтесь со стандартами SAE. Если говорить простым языком, таблица показывает, в каком температурном диапазоне проявляются лучшие свойства смазочных смесей.
По своему химическому составу продукты делятся на синтетические, полусинтетические и минеральные.
- Дешевле всего изготовить базу на минеральной основе. Этот природный продукт получается в результате перегонки нефти. Часто используется на стареньких авто с солидным пробегом.
- Синтетическое изготавливается на искусственной основе. Высокая стоимость его изготовления объясняется тем, что множество присадок помогают продукту сохранить все его полезные для автомобиля свойства.
- Полусинтетика возникает на основе смешивания двух других основ. Является самым оптимальным вариантом для экономных водителей, которые хотят получить качественный продукт за небольшую цену.
Расшифровываем этикетку
Вернемся к классификации SAE. Посмотрев на этикетку на упаковке, Вы видите ряд чисел, разделенный дефисом и буквой W. Например, 15W – 40.
15W – это расшифровка, которая указывает, при какой температуре допустим холодный запуск двигателя. Чтобы рассчитать это число, отнимите от цифры перед W 40. У нас это – 35. Значит, температура окружающей среды, при которой Вы заводите мотор, не должна опуститься ниже -30 °С. Если воздух вокруг холоднее, повернуть мотор стартеру становиться все сложнее, смазка густеет и препятствует нормальной работе движка.
Стоит учесть, что этот параметр усредненный, и все зависит от конкретного авто. Если Вы живете в регионе, в котором морозы не бывают «суровее» -20 °С, то Вам подойдет любое масло.В случае, когда Ваш стартер уже немного «подустал», работать ему будет легче на 0W-30.
Второе число расшифровать не так просто. Оно представляет собой сборный показатель, указывающий на вязкость при температурах 100-150 °С. Выяснить, какой именно параметр подходит Вашей «ласточке», можно только обратившись к производителю.
Узнав, как выбрать вязкость моторного масла, Вы обязательно должны обратить внимание на марку Hessol. Уже 15 лет на российском рынке продукция этого бренда зарекомендовала себя лишь положительными отзывами покупателей.
Виды моторных масел по вязкости
Горюче-смазочный смеси принято делить не летние, зимние и всесезонные. Ели зимние продукты обозначаются при помощи буквы W (к слову, буква не имеет отношения к слову «winter» - «зима»), то летние и всесезонные обозначаются только цифрой (например, SAE-40).
Самые интересные виды смазки – всесезонные. Это универсальные «работяги», которые способны подстраиваться под температуру окружающей среды и обеспечивать надлежащее смягчение трения деталей.
Как определиться с выбором
Многие автолюбители ошибаются, утверждая, что:
- Чем больше показатель вязкости масла, тем лучше это для двигателя. В качестве оправдания, «автоэксперты» говорят, что спортивные авто ездят только на вязкой смазке. Но если залить такой состав в обычную легковушку, с «начинкой», которая приводит механизм в движение, придется попрощаться. Нет, сначала движок просто станет «прожорливым» и начнет при этом показывать низкую мощность. Однако, через пару месяцев такой жестокой эксплуатации капремонта избежать не удастся.
- Пленка, которую образует вязкая смесь, даже на предельных режимах работы движка, не разорвется. Это утверждение правдиво, но толстая пленка также обеспечивает «сухое» трение деталей, что неизбежно приводит к их быстрому износу.
Что касается спортивных автомобилей, то для них важно развить скорость на короткий промежуток времени. Мотор должен выдержать режим предельных нагрузок и довезти гонщика до финиша – что существенно влияет на вязкость масла и его выбор.
При критических температурах любая другая смазочная жидкость просто расплавится, потеряв свои вяжущие свойства. Но автолюбители обязаны помнить, что после каждого заезда двигатель спортивной модели разбирается и диагностируется.
Как можно определить степень вязкости моторного масла для своего авто
- Обратитесь к технической документации Вашей машины. Конечно, производитель допускает большой разброс характеристик. В «железного коня», например, допустимо заливать и 5w20 и 5W40. И тогда возникает вопрос: что же все-таки наиболее приемлемо. Выбор горючей смеси для двигателя зависит от нескольких параметров.
- В случае, когда Вы недавно выехали из автосалона и еще не успели обкатать новинку – выбирайте маловязкий состав смазки. К слову, такая вязкость по умолчанию подходит практически всем японским авто.
- Если Вы уже хорошо поездили на машине и пробег «добежал» до допустимого 75% порога, в холодное время года выбирайте 5W430.
- Когда движок уже хорошо износился, применяйте 15W50 зимой, а летом 15W. Связано это с тем, что в моторе «дышащем на ладан», зазоры между парами трения увеличены, и маловязкие смазки просто не выполняют свою функцию, стекая между деталями, как вода.
Таблица моторных масел по вязкости
Как правило, сознательно идти на сгущение горюче-смазочной смеси требуется после консультации с мотористом. Помните, что заливая в двигатель «Хессол», можно быть уверенным, что он будет работать надежно. Ведь «Хессол» – бренд с почти 100-летней историей.
Если Вы использовали не тот вид продукции или смешиваете его в неправильных пропорциях, Вы, как водитель, можете столкнуться со следующими проблемами.
- Из-за лишней густоты или, наоборот, разбавленности смеси агрегат быстро постареет из-за перегрева деталей.
- Использование слишком жидкой смазки в жару приведет к «голоданию» – детали не будут покрыты пленкой и двигатель станет «непослушным».
Отдельно нужно остановиться на сроке годности моторных масел и правильных условиях его хранения.
- Смесь должна быть герметично закрыта в канистре.
- Если Вы храните смазочную жидкость в гараже, следите, чтобы температура там не поднималась выше 25 °С. Иначе она начнет расслаиваться и утратит свою основную функцию – вязкость.
- Следите за тем, чтобы в гараже не было повышенной влажности. В противном случае, состав жидкости быстро окислится и будет непригодна к использованию.
- Хранить горючую смесь при правильных условиях допустимо в течение 60 месяцев. На практике смазка все-таки быстро окисляется и расходуется гораздо быстрее.
Поэтому для каждого требуется выбирать только качественную марку горючей смеси. На наш взгляд, наилучшим балансом ценовой политики и качества продукции стала марка Hessol. Энергосберегающие свойства продуктов этого бренда известны не только в России, но и во всей Европе.
Марки моторных масел
Прежде чем попробовать что-то новое, ознакомьтесь с нашим рейтингом различных фирм-производителей. Так, Вы узнаете о самых популярных вариантах и точно определитесь, что для Вас важнее – цена или высокое качество.
Самым распространенным заблуждением является то, что все составы одинаковы, главное – показатели вязкости и большой срок хранения.
Однако, многое зависит и от страны-производителя, и от базы самой горючей смеси. К примеру, если Вы выберете настоящий немецкий бренд – Hessol, то в качестве работы всех механизмов авто Вы можете быть уверены. На российском рынке представлено еще несколько конкурентов этой марки:
- Mannol.
- ROLF.
- ENEOS.
Mannol – еще одна марка, которая позиционирует себя в качестве немецкого бренда. Но что удивительно – смесь доставляется в металлической таре, и это - грубейшее нарушение всех европейских норм. Немного углубившись в историю создания торговой марки, мы узнаем, что владельцем бренда является бизнесмен из Казахстана, который просто успел вовремя зарегистрировать свое детище в Германии. Так что назвать Mannol истинно немецким продуктом можно с большой натяжкой.
Вторая торговая марка – ROLF также громко заявляет о своем немецком «детстве». Для пущей убедительности производитель даже флаг немецкий на упаковку поместил. Но и тут осечка – сама канистра все также сделана из жести. Поэтому развеиваем очередной миф – масло разливается прямо у нас под боком – в Обнинске. Настоящий отечественный продукт.
С третьей маркой ENEOS случилась все та же история – в «лихие» 90-е ее полностью выкупил русский предприниматель Тунгусов. Расширив производство в Корею, бизнесмен планирует открыть еще один бренд уже в Японии. Или просто дать новое звучное название новому проекту. Скорее всего, в стране восходящего солнца об этих замыслах даже не слышали, а на канистрах уже красуются иероглифы.
Особняком стоит продукт французской компании – Motul. Марку выбирают для себя профессиональные гонщики, которым нужно «наездить» определенное количество часов на соревнованиях на предельных скоростях. Однако, если мы говорим о повседневной жизни – тратить такие деньги (а продукция марки действительно стоит дорого) бессмысленно.
Что касается отечественных производителей – то среди них выделяется «Лукойл». Конечно, для автомобилей с «российским паспортом» он еще может предоставить годный продукт, однако, если мы говорим об иномарках, а тем более об автомобилях повышенной комфортности, остановите все-таки выбор на смазке Hessol. Дело в том, что марка известна вот уже 100 лет и является одним из старейших брендов в мире.
Сама канистра Hessol имеет уникальную запатентованную форму. Все это сделано для того, чтобы мошенники не могли подделать настоящий продукт.
Бензиновый и дизельный двигатель: какое масло залить
В случае, когда мы говорим о бензиновом движке - выбор зависит от возраста авто.
- Если Ваша «ласточка» видела еще самого Брежнева, то выбирайте вязкость 15W40.
- «Пришельцу» из начала 2000-ных подойдет ACEA A3/B3 и 10W40.
- Авто, только что выехавшее из салона, будет ездить на API SL/CF, ACEA A3/B3. Стоит добавить, что новые автомобили весьма требовательны к горючей смеси и могут «закапризничать», если Вы отнесетесь к выбору масла спустя рукава.
Совсем иной принцип работы имеет дизельный двигатель. Средняя температура его работы значительно выше, а значит, и горючая жидкость должно подбираться соответствующее. Из-за высокого содержания серы в дизеле в смазку добавляют массу специальных присадок, которые спасают топливные агрегаты от окисления.
Если же мы имеем дело с турбированным дизельным мотором – то остановите свой выбор на марке CF и выше.
Напомним, что наши советы носят лишь рекомендательный характер. Прежде чем определяться, какой вязкости масло заливать в двигатель, уточните информацию на сайте производителя и загляните в техпаспорт.
Вязкость моторных масел: все, о чем вы стеснялись спросить
- Показатели выше допустимой нормы.
На нормальных оборотах ничего страшного не случится – система охлаждения сможет нормализовать температуру. Тогда рабочая температура двигателя уложится в необходимый диапазон допустимых параметров нагревания движка.
Но если речь о резком увеличении оборотов (Вы захотели совершить маневр или заехать на крутую горку), то вязкость просто не «поспевает» за скоростью мотора. В этом случае температура масла вполне может преодолеть безопасную отметку.
Опасность состоит в том, что сразу все проблемы Вы почувствовать не сможете, а вот проехав 50-70 тысяч км, Вы начнете искать причину поломки. И понять, что причиной всех бед с двигателем стало неправильно подобранная смазка, невозможно.
- Показатели ниже допустимой нормы.
Практически все компании, в том числе и марка Hessol, производят горючие смеси с энергосберегающим эффектом. Их отличительная черта – пониженная вязкость автомасла. Но многие автовладельцы забывают, что такая экономичная смазка подходит для специальных моторов. Если Вы «кормите» свою машину неправильной горючей жидкостью, рискуете в определенный момент просто не справиться с управлением. Мотор заклинит из-за слишком тонкой пленки, образовавшейся на деталях.
Как понять, что нужна замена масла
Вам понадобится несколько вспомогательных средств, а именно:
- перчатки;
- тряпка;
- щуп.
Выполняйте следующие инструкции:
- Прогрейте мотор.
- Затяните ручной тормоз.
- Теперь дайте машине остыть минут 15.
- Откройте капот. Предварительно наденьте перчатки.
- Вытащите щуп. Протрите его тряпкой и вновь опустите в разъем.
- Посмотрите уровень продукта, повторно достав щуп.
В случае, когда отметка расположилась посередине между минимальным и максимальным значением – доливать горючую жидкость не нужно.
Если меньше – меняйте. Часто происходит, что горючая жидкость пропадает практически все время. Только долили – и ее опять нет. Скорее всего, у Вас просто очень старый автомобиль и исправить ситуацию не получится. Однако, допускается и чисто механическая неисправность, то, что действительно влияет на вязкость масла: стали протекать сальники, датчик давления выпал из мотора и т.д.
Проблему быстрого испарения смазки из мотора можно решить. Поменяйте стиль вождения с агрессивного на плавный и спокойный.
Как часто нужно обновлять смесь в моторе
Оптимально менять жидкость надо в районе 10 тысяч км. Но это допустимо в случаях, когда Вы ездите по идеальным немецким дорогам. В суровых условиях нашей страны менять горючую жидкость приходится чаще – в среднем, раз на 5000 км.
Дополнительными факторами в пользу частого обновления масла являются:
- Климат с повышенной влажностью.
- Мегаполис с обилием пробок и высокой загазованностью воздуха.
- В горных местностях.
- При резких перепадах температур.
Надеемся, что наши советы по определению вязкости масла помогут Вам в дальнейшем лучше ориентироваться в разнообразии горючего для мотора, а также в их функциональных характеристиках. Всегда обращайте внимание на материал, из которого сделана канистра, страну, в которой масло произведено и на действительно зарекомендовавшие себя бренды.