В нашей статье пойдет речь о том, требуется ли замена масла в коробке передач на «Ситроен С4» и если да, то какое брать для АКПП и МКПП, как это сделать на механике и автомате. Путаница возникла потому, что производитель в паспорте на автомобиль указывает, что данный трансмиссионный блок не требует обслуживания. Значит и замена смазывающего компонента не предусмотрена. В подтверждение правильности такого мнения выступает тот факт, что особенности конструкции не предполагают свободного доступа к узлу. И проведение манипуляций требует наличия специального оборудования и определенного опыта.
Рекомендация завода-производителя обоснована тем положением, что бренд позиционирует свою продукцию как народный автомобиль высокого качества. Срок эксплуатации автоматической коробки передач рассчитан на 3 года или 100 тысяч километров пробега. За это время ни в АКПП, ни в МКПП у Citroen C4 никаких заметных ухудшений не произойдет и замена масла не понадобится. Смазка, залитая на конвейере при сборке, должна обеспечить бесперебойную работу КПП на протяжении всего гарантийного срока эксплуатации машины.
Изготовители не учли того, что в России автомобили покупают не на два-три года. Их планируют использовать по возможности дольше. Да и условия эксплуатации у нас намного хуже. Езда в городе часто превращается в экстремальное вождение, что приводит к быстрому износу трансмиссии. Поэтому бывалые механики и опытные владельцы «французов» рекомендуют менять наполнитель коробки в зависимости от вашей манеры езды, после достижения пробега от 50 до 150 000 км.
Чтобы разобраться в сути вопроса, стоит понимать принцип работы любой КПП. Она служит для передачи крутящего момента от двигателя через карданный вал, на колесную ось. Мотор вращает коленвал со скоростью в несколько тысяч оборотов в минуту. Мощность современных агрегатов исчисляется сотнями лошадиных сил. Вес даже легкового автомобиля составляет от тонны и выше. Представьте, какое усилие испытывает шестерня, когда к ней прилагается такая мощь, чтобы сдвинуть с места внушительный вес машины.
Особенности работы коробки передач
Для понижения или повышения передаточного вращения в блок входит несколько редукторных ступеней. Их и называют передачами или скоростями. Переключение между ними влияет на темп, в котором движется автомобиль. КПП разделяются по типам работы:
-
Механическая, где управлением занимается сам водитель при помощи специального рычага.
-
Автоматическая, когда все изменения производятся в автоматическом режиме самой системой.
-
Роботизированная – когда ручное переключение поддерживается автоматизированной системой.
-
Вариаторная бесступенчатая, в которой переходы по всем ступеням происходят через фрикционные механизмы.
Передаточные зубья расположены под углом к плоскости. Это значительно снижает давление между ними и способствует переходу на продольное скольжение. В то же время возрастает требование к смазывающим свойствам масляной ванны, в которой вращаются шестеренки. Содержимое агрегата должно создавать надежную и вязкую пленку, выдерживающую повышенные нагрузки и предупреждающую истирание. Еще одна задача ГСМ – отводить избыток тепла, образующийся при трении, растворять и смывать окалину и сработавшуюся стружку. Не каждый состав на такое способен.
Особые свойства состава
Для бесперебойной работы трансмиссии создаются соответствующие жидкости с заданными химико-физическими свойствами. Необходимые параметры им добавляют особые присадки. Такие образцы не подпадают под обычные классификации, к ним предъявляются свои требования. В большей степени это относится к смесям, предназначенным для заливки в АКПП. Здесь каждый производитель может иметь свою формулу. Главное, чтобы продукция соответствовала жестким показателям.
Специальные составы в обязательном порядке содержат противоизносные, вязкостно-температурные, противокоррозионные и другие добавки. Но все эти компоненты присутствуют в несколько больших количествах, чем в обычных ГСМ. Еще туда добавляются соединения фосфора, хлора, цинка, серы. Ведь только такая оксидная пленка способна выдержать те колоссальные нагрузки, которые возникают от усилий между деталями КПП.
Соответствие масел виду коробки передач
Производители достаточно четко разделяют всю продукцию на два вида – для механических и автоматических систем.
Для МКПП
Международное обозначение MTF. Эти жидкости создают положительный смазывающий эффект, что позволяет снижать механические нагрузки на трущиеся поверхности. Они хорошо отводят избыточное тепло и частицы стираемого металла, имеют достаточную текучесть для омывания окружающих деталей путем разбрызгивания.
Трансмиссионные оливы, как и моторные, имеют минеральную или синтетическую основу, а также собственные обозначения в системах качества по степени вязкости SAE и API.
Диапазон маркировки от 75 до 110. Чем меньшее значение стоит перед буквой W, тем более низкую температуру может выдержать этот вариант до загустения. Универсальным для МКПП считают SAE 75W-90 – продукт, подходящий для подавляющего большинства двигателей.
По классификации по API буквенное обозначение GL с цифрой 1-5 относится к качественному показателю соответствия требованиям системы по возрастанию. В современный автомобиль заливается состав не ниже GL4.
Для АКПП
Маркировка ATF. К таким маслам из-за специфики их работы предъявляются повышенные требования. Они больше действуют как гидравлический компонент, являясь передатчиком кинетической энергии по всей системе трансмиссии. Жидкость этого типа необходима для создания надежной пленки между деталями. Также она обеспечивает плавность функционирования фрикциона, создавая для него плотную среду. Остальные функции – омывание, защита от коррозии и охлаждение всех движущихся деталей.
Такие образцы имеют повышенную вязкость и специальные добавки, мешающие пенообразованию. Они не так агрессивно воздействуют на прокладки и сальники, чрезвычайно стойки к окислительным процессам, могут похвастаться усиленными моющими и антизадирными свойствами.
Чтобы случайно не использовать трансмиссионные жидкости ATF в МКПП или моторах, их окрашивают в особый цвет, резко отличающийся от остальных продуктов. Чаще всего он ярко-красный. Все рассмотренные составы не имеют общих с «механикой» сравнительных характеристик по международным стандартам. У каждого ведущего производителя силовых агрегатов разработаны свои требования и обозначения. У General Motors есть деление на Dexron II, III и IV. Обозначения концерна DaimlerChrysler – МВ 236.1/236.5.
Масло для АКПП «Ситроен С4»
На его выбор влияет модель вашей машины и рабочий литраж двигателя. Для механической трансмиссии используется:
-
Hessol Getriebeöl SAE 75W-90 GL 4;
-
Hessol Hypoidgetriebeöl SAE 75W-90 GL 5 / GL 4;
-
Hessol Getriebeöl SAE 80W-90 GL 4;
-
Hessol Hypoidgetriebeöl SAE 80W-140 GL 5.
Для автоматической можно взять:
-
Hessol Fluid Dexron II D;
-
Hessol Fluid Dexron III D;
-
Hessol Fluid D VI.
Надежней всего перед покупкой проконсультироваться в сервисном центре. Специалисты всегда помогут правильно подобрать необходимые расходники. Да и саму заливку лучше поручить профессионалу и выполнять в оборудованной технической мастерской. Там смогут произвести процедуру правильно, не нарушив работу важного механизма. Но при наличии некоторых навыков и опыта эту работу можно выполнить самостоятельно.
Когда надлежит производить смену
Конкретных рекомендаций по срокам не существует. Все строго индивидуально. Даже большая величина пробега не может служить ориентиром. Если все работает исправно и в коробке не возникает сбоев, любое вмешательство будет нежелательным. Необходимо время от времени контролировать в КПП уровень ГСМ щупом. При этом заодно можно проверить и чистоту жидкости, капнув ей на белый лист бумаги. Если она потемнела, ее след содержит посторонние вкрапления и частички металла, пришло время произвести замену. Дополнительными сигналами для этой процедуры служат:
-
При переключении из коробки слышны посторонние звуки или возникает вибрация.
-
Само переключение сопровождается резкими рывками или ударами.
-
Пропадает одна или несколько передач. Возможно ошибочные включения.
-
Автоматика переходит в аварийный режим.
Замена масла в КПП «Ситроен С4»
Для успешного обновления ГСМ вам необходимо иметь:
-
Автоподъемник или смотровую яму для получения доступа к нижней части машины.
-
Набор накидных ключей, шестигранников и отвертки.
-
Сливной бак объемом 6 л.
-
ГСМ на замену от 6 до 9 литров.
-
Воронка с отрезком шланга, прикрепленного к ее носику.
-
Новый масляный фильтр для замены прежнего, отработанного.
Порядок и последовательность дальнейших действий
-
Прогрейте автомобиль в течении получаса.
-
Открутите сливную пробку на корпусе КПП.
-
Под пробкой находится дополнительный капроновый клапан, который тоже следует выкрутить.
-
Слейте содержимое в подставленную посуду, проконтролировав его объем.
-
Вверните обе заглушки на место.
-
Заполните корпус таким же количеством новой смазки. Заливать ее надо сверху, используя лейку, удлиненную шлангом.
-
Заведите двигатель и дайте ему поработать до момента включения охлаждающего вентилятора.
-
Отработайте переключение всех передач и верните ручку в положение «Р» – нейтральное.
Коробка передач в «Ситроен С4» – механика или автомат – устроена так, что при замене масло вытечет из нее только на половину объема. Поэтому если необходимо сменить ГСМ полностью, потребуется специальный аппарат. Также вы можете повторить все пункты процедуры несколько раз. При первом заходе меняется примерно половина всего смазочного вещества. Во второй раз это будет уже около 75%. В третий получается почти 88% и так далее – в прогрессии. После необходимо слить выплеснувшиеся излишки, открыв металлическую пробку. При этом нельзя трогать пластиковую заглушку. Верните пробку на место и выключите двигатель.
После этого все проблемы с КПП должны прекратиться. Если этого не произошло, у вас механическая поломка и требуются совсем другие ремонтные работы.
На сайте компании Chirol вы можете получить необходимую консультацию по подбору соответствующих ГСМ для любых узлов и механизмов. Если вы не смогли сами подобрать подходящий товар из нашего каталога, позвоните по указанному телефону и получите совет специалиста.
Осталось посмотреть видео о замене масла в АКПП «Ситроен C4», чтобы на примере увидеть, как обновлять смазку в коробке автомат. Удачи на дорогах!