Как правильно называется раздатка
Каждый автомобиль, у которого есть полный привод, оборудован раздаточной коробкой. Именно эти транспортные средства относятся к более проходимым. Они функциональнее одноприводных моделей, у которых нагрузка идет на одну из осей.
У полноприводных машин оба моста имеют одинаковую управляемость. Они легче преодолевают препятствие в виде сугробов, канав и всего того, чем богата местность со сложным рельефом. При необходимости передний мост можно отключить. Этот механизм автомобилисты часто называют «раздаткой».
Кстати, полный привод, появившийся на заре ХХ века, первоначально использовался исключительно в гоночных авто (участвующих как в шоссейных соревнованиях, так и по труднопроходимой местности), и лишь спустя десятилетие нашедший применение в грузовиках.
Ниже мы разберем тему раздаточная коробка передач автомобиля: что это такое, назначение, устройство, по какому принципу она функционирует, чем грозит ее неисправность и как ее ремонтировать.
Устройство и предназначение
Рассматриваемый нами механизм представляет собою цилиндрический двухступенчатый редуктор, который располагается за коробкой передач.
Они работают совместно и дополняют друг друга.
Главный привод передает к раздатке от трансмиссии крутящий момент:
-
Дифференциал передает момент силы (он же крутящий момент) двум осям.
-
Связка двух осей усиливается за счет блокировки дифференциала (производится в автоматическом либо ручном режиме).
-
Передача бывает зубчатая (ее еще иногда называют цилиндрической) и цепная (валы привода обоих осей, пониженная передача).
Раздатка в автомобиле: что это такое, для чего нужна, как работает
Являющийся составной трансмиссии дифференциальный вал корректирует скорость вращения осей. Встречается двух видов:
-
симметричный, который сообщает каждой из осей автомобиля равный момент силы;
-
несимметричный, который распределяет крутящий момент между осям в различных пропорциях.
В полноприводных автомашинах для получения максимального эффекта используется устройство, останавливающее действие межосевого дифференциала (полностью его выключающее, либо частично). На сегодняшний день наибольшее распространение получили следующие механизмы автоблокировки:
-
фрикционная муфта, состоящая из множества дисков;
-
самоблокирующийся дифференциальный вал;
-
вискомуфта.
Последняя имеет наибольшую популярность вследствие дешевизны и простоты устройства. В основе ее функционирования появление блокирующего элемента при возникновении разности в скорости прокручивания двух осей.
Муфта заполнена дилатантной (на основе силикона) жидкостью, в которую погружено множество дисков, с выступами, отверстиями, некоторые из которых соединены с корпусом, а некоторые – со ступицей. При пробуксовке колес одного из мостов скорость вращения пластин, соединенных с ним, увеличивается. Из-за этого повышается температура вязкой жидкости, она становится плотнее и вяжет ступицу с корпусом.
Что касается самоблокирующегося дифференциала, то в его основе лежит совокупность червячных шестерней. Если транспортное средство движется плавно, и сложностей при езде не возникает, он распределяет момент силы равномерно каждой из двух осей. Блокировка осуществляется по причине трения в червячной передаче при пробуксовке. Крутящий момент тогда распределяется между задней и передней осями вплоть до пропорции.
У механизма есть определенный порог прочности. Именно поэтому его не используют в мощных автомобилях типа внедорожников.
И в заключение рассмотрим многодисковую фрикционную муфту. Она представляет собой совокупность дисков с контролируемой степенью сжатия, и распределяет крутящий момент с учетом рельефа дороги. При ровной дороге – делит между осями поровну. Если же колеса начинают буксовать, диски сжимаются, что блокирует, полностью или частично, дифференциал.
Фрикционная муфта управляется электро-, или гидроприводом, и может иметь систему электроуправления.
Также дифференциал блокируется вручную с помощью гидро-, электро-, пневмо- или механического привода. Большинство машин способны остановить его работу, как в ручном, так и в автоматическом режиме.
Разновидности
После того, как мы рассмотрели в целом устройство и принцип работы раздаточной коробки, перейдем к классификации этого механизма.
Существует несколько типов, которые различаются между собой по:
-
конструкции;
-
типу соединения;
-
распределению крутящего момента.
В настоящее время выделяются следующие виды:
-
С блокируемым приводом. Дает возможность использовать максимальную имеющуюся тягу и при этом избежать пробуксовки колес. С таким механизмом расположенный спереди мост вступает в действие исключительно на труднопроходимых отрезках пути. А если приходится идти по асфальту, то он отключается, что самым благоприятным образом влияет на долговечность шин и ощутимо уменьшает расход топлива.
-
С соосными приводными валами. Пожалуй, наиболее распространенный вид. Его основная отличительная черта – способность одной главной передачей управлять как передним, так и задним мостом.
-
С несоосными ведомыми валами. У этого типа высокий коэффициент полезного действия. Принцип работы раздатки данной конструкции, не имеющей промежуточного вала, позволяет избежать лишнего шума. Коробка, из-за отсутствия промежуточного вала, более компактная и менее металлоемкая. Все перечисленные характеристики являются, безусловно, достоинствами.
-
С дифференциалом. В автомашинах, оборудованных подобным механизмом, валы крутятся с различной скоростью. При этот передний мост перманентно находится в рабочем состоянии.
Режимы эксплуатации
Без знания режимов функционирования невозможно понять, для чего нужна раздаточная коробка.Всего существует пять режимов.
-
Нейтральный
-
Включена повышающая передача и при ней разблокирован дифференциал. В таком случае соотношение распределенного крутящего момента составляет 1 к 2.
-
Включена повышающая передача и дифференциал заблокирован. В таком случае распределение крутящего момента зависит исключительно от плотности сцепления колес с покрытием дороги.
-
При пониженной передаче разблокирован дифференциал. В таком режиме соотношение распределенного крутящего момента составляет 1 к 2.
-
При пониженной передаче дифференциал заблокирован. В таком случае оба моста функционируют как единый механизм. Распределение крутящего момента зависит исключительно от плотности сцепления колес с покрытием дороги. При такой комбинации проходимость транспортного средства является максимальной.
Режимы наглядно демонстрируют особенности того, как работает раздаточная коробка. Она изменяет передаточные числа, из-за чего в два раза растет количество передач авто.
Первый ряд получается при повышающей передаче, а второй – при пониженной. Это дает возможность менять характер езды с учетом рельефа дорожного покрытия.
Примечательно, что внедорожники оснащены устройством, не позволяющим задействовать пониженную передачу при включенном переднем мосте. Такой механизм является гарантией предохранения заднего моста от ненужных перегрузок, которые может вызвать большой крутящий момент.
Неисправности и их устранение
Долговечность раздаточной коробки зависит от следующих факторов:
-
Конструкция.
-
Тип привода.
-
Особенностей пользования.
-
Частоты прохождения техосмотра.
С постоянным приводом изнашиваются быстрее всего, так как раздатка задействована постоянно. На современных авто они, как правило, имеют электроуправление, которое контролирует работу коробки и перераспределяет крутящий момент в зависимости от хода езды.
Те, что работают автоматически не с постоянным, а с подключаемым приводом, изнашиваются немного менее интенсивно, но самыми долговечными являются узлы, подключаемые вручную – по мере необходимости. Да, во время езды она все равно функционирует, но передает крутящий момент лишь одной оси, а, значит, переносит меньшую нагрузку.
Что же касается конструкции, то наиболее долговечным является устройство с зацеплением валов шестеренками, имеющее механическое управление. Они неудобны в эксплуатации, и в настоящее время практически не используются. Из современных же оптимальными являются подобные конструкции, но с электроприводом.
Какие неисправности встречаются чаще всего
Название |
Причина |
Устранение |
Шум по время движения |
Изношенность подшипников валов. |
Замена износившегося элемента. |
Усиленная вибрация |
Ослабло крепление коробки, либо произошло ее смещение относительно |
Проверка плотности крепления, при необходимости – его усиление, возвращение узла на прежнее место. Замена пришедших в негодность деталей. |
Стук, скрежет. |
КПП. Возможен, опять-таки, сильный износ подшипников. |
Разбор узла и установка новых элементов вместо устаревших. |
Проблема с включением и переходом из одного режима в другой (встречается лишь в коробках с ручным управлением) |
Износ зубьев шестеренок, из-за чего они не цепляются, и/или вилки включения. Возникает при регулярном резком включении привода. |
Замена пришедших в негодность деталей. |
Перегрев |
Выход из строя привода, включающего фрикционную муфту, из-за чего последняя находится все время во включенном состоянии, что приводит к излишней нагрузке и, как следствие, перегреву. |
Установка нового, исправного сервопривода. |
Утечка масла |
Износ сальников и прокладок между частями коробки. |
Замена износившихся элементов. |
Мы постарались максимально полно описать, что такое раздатка в машине коробка. Объяснить, как она стабилизирует функционирование осей и подключает дополнительные механизмы в ситуации, когда приходиться перемещаться по сложному рельефу, какие типы данного модуля существуют, и как правильно их использовать. Надеемся, данная информация была для вас полезной.