Наиболее важным устройством в автомобиле является двигатель. Его нормальное функционирование без перегрева обеспечивается наличием в бачке охлаждающего вещества. Общее название жидкостей, не замерзающих при низких температурах и охлаждающих ДВС – антифриз.
Для чего же нужен антифриз в машине, что это такое и из чего он состоит
Образуется он из простейшего многоатомного спирта этиленгликоля и воды в пропорции 65 к 35, также производители добавляют присадки, улучшающие эксплуатационные свойства, так называемые замедлители коррозии. Хоть средство и считается «незамерзающим», на бутылках производители указывают максимальную отрицательную температуру окружающей среды, при которой оно эффективно. Обычно это -40°С.
Всем известный тосол – жидкость ярко-зеленого оттенка – это разновидность антифриза, произведенного специально для автомобилей «Жигули». Тосол как торговая марка никогда не был зарегистрирован, благодаря чему многие производители употребляют подобное название для характеристики своей продукции. Кроме этого, оно прижилось среди автовладельцев скорее как общее название всех растворов для охлаждения. Возникло оно из первых трех букв названия лаборатории, где его придумали – «Технология органического синтеза», а последние две буквы означают принадлежность к спиртовой группе.
Описание процесса охлаждения
Чтобы понять, зачем нужен антифриз в автомобиле, необходимо разобраться в работе системы нагрева и охлаждения ДВС. При помощи специальной помпы-насоса субстанция циркулирует по системе автомобиля внутри блока цилиндров. Работу подобной конструкции можно описать следующим образом: если необходимо нагреть авто, раствор проходит малый круг, равномерно распределяя тепло. Когда двигатель прогревается до определенной температуры, подключается циркуляция, привлекающая в процесс радиатор охлаждения и открывая «большой круг». Когда жидкость нагревается, тепло цилиндров передается помпе, которая и выводит раствор к радиатору. ОЖ подается обратно на цилиндры.
Свойства раствора
Первые двигатели охлаждали при помощи воздуха. С течением времени производство моторов развивалось, ДВС становились сложнее, и воздушной системы для охлаждения уже не хватало. Выход был найден - охлаждать стали жидкостью. Изначально это была вода, но вскоре выявились ее основные недостатки – замерзание при минусовых температурах и подверженность возникновению коррозии на стенках запчастей. В начале 20 века на помощь разработчикам пришла химия. Тогда в роли охладителя стали использовать воду, смешанную с этиленгликолем. В чистом виде этот спирт замерзает при отметке -13°С, но в комбинации с водой показатель опускается до ‑65°С, не превращаясь при этом в кусок льда, а образуя вязкую субстанцию, которая не портит детали ДВС.
Главное отличительное свойство ОЖ– температура, при которой она замерзает. В случае когда приобретается концентрат, который необходимо еще разбавить водой, то температура его замерзания оставит 80°С, если сделать раствор 1х1 – 30-40°С. Именно такие отметки чаще всего можно встретить на тарах с ОЖ в России.
Антифриз обладает гораздо меньшим коэффициентом расширения при замерзании по сравнению с обычной водой. Если температура станет меньше положенных для эффективной работы -40°С, а жидкость никто не сольет с радиатора, объем ее увеличивается только на 1-2 процента, благодаря этому можно избежать поломок и размерзаний, а вот размер воды в этом случае увеличивается в 9 раз.
Температура кипения также выше, чем у традиционного тосола или воды. Концентрированный он закипает при 197°С.
Виды антифриза
Раньше в качестве незамерзающего раствора использовалась обычная вода, позже к ней начали добавлять соль, а прародитель современного продукта был создан в 1930 году. Именно тогда к воде впервые добавили этиленгликоль. Уже в наше время к этой смеси начали добавлять различные присадки. Сейчас на рынке представлен огромный выбор товаров, различных по составу, цвету и сроку эксплуатации. По составу ОЖ делят на:
-
Силикатные, содержащие в основе соли неорганических кислот и являющиеся одновременно основными присадками. Отрицательная особенность таких видов заключается в том, что со временем соли образуют тонкую пленку налета, которая приводит к неправильной работе системы, недостаточному охлаждению мотора, большему потреблению масла и топлива.
-
Карбоксилатные – включают в себя органические кислоты, не способствующие появлению накипи. Такие жидкость обладают антикавитационными свойствами, предупреждают разъедание и окисление металлов, имеют минимальный срок службы 5 лет. На этикете он указан как “G12” или“G12++”. Например, Hessol Antifreeze Premium.
-
Гибридные – это смесь первого и второго варианта. На упаковке подписаны как “G11”. Например, Hessol Antifreeze Super G 11.
-
Лобриды – это сочетание силикатов и карбоксилатов в пропорции 10% к 90%.
-
Традиционный антифриз служит не более 2 лет, не выдерживает высоких температур и закипает при 100°С.
“G13” – новинка, выпущенная в 2008 году на рынок охлаждающих веществ, произведенная из органических и минеральных добавок, благодаря этому она эффективно поддерживает работу двигателя до 100 000 км пробега авто.
Цвет вещества никак не обусловлен его составом, обычно это простая принадлежность к определенному производителю.
Последствия смешивания: что нельзя делать
Вопрос о смешении ОЖ актуален для владельцев, которые приобрели б\у авто и не имеют возможности узнать марку и производителя антифриза. Для решения этой проблемы даже не разбирающемуся человеку достаточно посмотреть на цвет вещества в расширительном бачке. Фирмы применяют при производстве красители разных оттенков, самые распространенные из которых – фиолетовый, оранжевый, красный, желтый, синий, зеленый. Делают они это не только, чтобы покупатели могли распознавать именно их товар, а чтобы была возможность определить, что жидкость техническая и вредит здоровью человека.
Главные принципы при смешивании разных ОЖ:
-
Можно соединять растворы, имеющие одну основу, но только если на упаковке подробно расписан состав.
-
Разные типы антифризов, например, неорганические и органические, смешивать запрещено, если только на упаковке не указана возможность проведения подобных манипуляций.
-
Несоблюдение таких правил может привести к возникновению осадка и неправильной работе ДВС.
Срок службы раствора
При регулярной эксплуатации жидкость имеет свойство стареть. Концентрация ингибиторов падает, теплоотдача снижается, появляется повышенное выделение пены, и детали двигателя начинают окисляться и покрываться ржавчиной. На срок службы напрямую влияет его качество и километраж, пройденный автомобилем.
Время замены определяет изготовитель и указывает на упаковке, как правило, это 2-3 года. Устройство современных авто позволяет повысить срок его эффективной работы до 5 лет и 250 000 км, это касается таких машин как Renaut, в то время как для автомобиля "Жигули" это 75 тыс. км и 3 года.
Признаки, указывающие на то, что антифриз надо поменять
Образовывается масса внутри горловины расширительного бачка, напоминающая по консистенции желе. При незначительных температурах от -10°С заметно легкое помутнение и образование осадка. При этом электровентилятор радиатора срабатывает чаще, чем обычно. При появлении подобных признаков нужно незамедлительно сменить охлаждающую жидкость.
Еще один явный признак – цвет. Он становится мутным, рыжим. Это указывает на то, что детали ДВС активно коррозируют. Подобную ОЖ следует сменить сразу после обнаружения, в независимости от того, какой срок она прослужила.
Процесс слива антифриза
Удалить ненужные остатки гораздо сложнее, чем залить новую:
-
Для начала машину необходимо припарковать на абсолютно ровной поверхности и открыть капот. Если авто будет стоять под наклоном, наличие жидкости можно и не увидеть.
-
Далее следует подставить емкость в месте слива и открутить краники. Некоторые автомобили обустроены специальными патрубками, которые необходимо снять. Делают это аккуратно и медленно, оценивая ситуацию, чтобы жидкость не начала выливаться сплошным неконтролируемым потоком. Когда отходы выльются, патрубки нужно поставить на место или закрутить краны.
Процесс не занимает много времени и не требует специальных навыков.
Чтобы правильно залить антифриз в расширительный бачок, требуется открутить его крышку и убедиться, что лишней предыдущей ОЖ там нет. Если она там есть, то следует слить ее вышеуказанным способом. После этого вставить в бак специальную линейку и очень аккуратно влить необходимое количество вещества, чтобы не образовывались воздушные пробки. Делать это надо строго по опущенной линейке, чтобы раствор не пролился. Обычно в резервуаре есть специальные отметки максимума и минимума, по которым и нужно ориентироваться, определяя количество заливаемой жидкости. Далее крышку закрывают и включают двигатель. Около 10 минут следует следить за состоянием антифриза и, при необходимости, долить его до максимальной отметки. После этого залив окончен.
Советы
Когда стало понятно, что такое антифриз и для чего он нужен в авто, как его слить и залить, остается только приобрести его. Пользуясь советами и отзывами пользователей, выполняя инструкции, всегда можно найти оптимальный, хороший, доступный по цене и одновременно качественный вариант:
-
Отечественные марки товара ничем не хуже заграничных аналогов и при их производстве используются зарубежные присадки. Хороший антифриз никогда не меняет цвет, допустимо только небольшое потемнение: от розового до красного, от голубого до синего и т.д.
-
Рано или поздно возникает необходимость залить ОЖ. Для этого желательно приобрести ту же марку и цвет, что уже находится расширительном бачке. Рекомендуют не смешивать разные типы этого вещества, даже при учете того, что они имеют одинаковый оттенок. Тем более строго запрещено совмещение типов G11 и G12.
-
При невозможности определить предыдущий тип ОЖ весь ее объем необходимо слить способом, описанным выше, и только после этого заливать новый.
-
Смешивать раствор с водой тоже не стоит. Особенно в зимнее время года, когда существует опасность замерзания жидкости. Кроме того, защитные свойства такого раствора гораздо ниже, что приведет в быстрой поломке деталей ДВС. Производить такие смешения можно только в безвыходной ситуации и ненадолго время.
-
Перед покупкой стоит внимательно рассмотреть продающуюся емкость. В ней не должно быть никакого осадка. Кроме того, при взбалтывании не должно образовываться много пены, а та, что появилась на поверхности, должна исчезнуть через несколько секунд. Под крышечкой обязательно располагается заводская пломба.
Влияние антифриза на перегрев двигателя
Температура кипения раствора составляет 105 градусов, при учете того, что его состав отвечает всем стандартам и ГОСТам. Одна нередко производители вместо дорогостоящего этиленгликоля добавляют к воде дешевый аналог – глицерин. Антифриз на его основе становится вязким и приводит к перегреву двигателя, кроме того, температурный режим работы такой смеси значительно отличается от качественного товара. Чтобы подобная жидкость не замерзала естественным путем при -25°С, глицерин смешивают с метанолом, температура кипения которого всего 65°С. При более высоких отметках он начинает испаряться и диапазон кипения ОЖ снижается до 85°С вместо положенных 105°С.
Утечки и испарения некачественной ОЖ приводят не только к перегреву ДВС, но и к неправильной работе всего авто, а также к пожару, в случае если метанол попадает на раскаленный коллектор.
Не всегда наличие глицерина в составе антифриза означается его плохое качество. Например, компания Volkswagen при производстве ОЖ добавляет в него небольшой процент этого вещества – около пятой части всего объема. Делается это не для экономии, а для сохранения чистой экологии окружающей среды. Глицерин – побочный прождут изготовления биодизелей, поэтому вместо прямой утилизации его применяют при производстве хорошего раствора. При этом данный факт не скрывается и указывается в составе, обозначенном на упаковке.
Из вышеперечисленного материала видно, что такое антифриз и зачем он нужен в машине, поэтому рекомендуется приобретать охлаждающую жидкость только в фирменных точках продаже или интернет-магазинах проверенных производителей. Не стоит экономить на технических материалах, которые напрямую влияют на эффективную работу двигателя.